понедельник, 11 августа 2014 г.

Скрапбукинг. Теория чистого листа.

Итак, товарищи, продолжим темы, поднятые еще аж в 2011 году (читаем раздел "Статьи"). Эх, как же все поменялось за это время :-)))))


      На своих МК по фристайлу я не раз наблюдала такую картину – пока показываешь различные приемы создания фонов – все радуются, полны энтузиазма и вдохновения… Как только видят перед собой белый лист – большие круглые глаза, полные ужаса и полное отсутствие мыслей в голове.
       
По прошествии некоторого времени после развода с мужем, когда стала восстанавливаться способность мыслить логически, я поняла, что жутко боюсь будущего. Когда живешь в семье, все более-менее понятно с будущим… А когда остаешься одна, то на какое-то время теряется ощущение земли под ногами и ты понимаешь, что не знаешь, что делать… что будет… куда дальше идти… и как вообще можно в таком состоянии куда-то идти… и надо ли оно – куда-то идти… зачем, опять же… Тебе говорят, что это наоборот, хорошо, что теперь перед тобой снова открыт  целый мир, у тебя миллион возможностей, и ты можешь сама принять любое решение, и ни кто тебя не осудит, и ни с кем его не надо согласовывать.  Страшно, скажу я вам… Почему? Потому что «миллион возможностей» тянут за собой проблему выбора, сомнения в собственных силах, очередную порцию страха «а вдруг не получится» и т.д.  И вдруг как-то в мозгу всплыла фраза из одного старого-старого письма, когда их еще писали ручкой по бумаге – «… теперь перед тобой чистый лист, бери его и пиши, пиши заново, без ошибок!...» И тут я подумала, что примерно те же эмоции испытывают люди, видя перед собой действительно чистый лист. Ну, не настолько истеричные по своей силе, но смысл тот же.
        Страха и сомнений не испытывают те, кто точно знает, чего он хочет, и куда он идет. Что самое интересное, правило это верно и для жизни, и для скрапбукинга. Когда у тебя есть идея, в мозгу твоем уже пульсирует готовая страничка и у тебя чешутся руки побыстрее воплотить ее в жизнь – нет никакого страха, и сомнений тоже нет! Когда в твоей жизни есть цель, и есть примерный план по ее достижению, тебе остается только следовать этому плану и идти к этой цели.
       Безусловно, не всегда оно так бывает. Иногда в жизни мы оказываемся в ситуациях, полных неопределенности. И иногда также испытываем ужас, глядя на чистый лист жизни…
Как мы все прекрасно понимаем, сидеть и смотреть на «чистый лист» глазами, полными ужаса, можно до посинения, менее чистым он этого не станет. Надо что-то делать. Как я учила на своих МК, когда глядя на фотографию и на лист бумаги у тебя вообще нет никаких мыслей, начни хотя бы подбирать бумагу для подложек. Подложки нужны практически всегда, это тот элемент, который необходим. По мере перебирания бумажек и прикладывания их к фотографии лист уже не кажется таким пугающе чистым, постепенно включаются мозги и под натиском появившихся мыслей уходит ужас и страх – ты включаешься в работу. А если еще походить и посмотреть, что другие делают, а если еще мастер поможет – и сделает эскиз – то жизнь вообще заиграет новыми красками!
        Что мы можем предпринять в жизни? То же самое – не будем заглядывать далеко вперед и убиваться, что не представляем себе дальнейшей жизни – будем делать то, что насущно необходимо - налаживать свою ежедневную жизнь. В первую очередь заняться тем, что по любому требует вашего внимания - дети, дом, работа. Ежедневное выполнение рутинных обязанностей, как это ни странно, возвращает тебя к жизни. Пусть сначала они делаются на автопилоте – но ведь здесь важно что-то ДЕЛАТЬ!!!
        После подбора подложек можно заняться декором, соответствующим теме фотографии. Как правило, на этом этапе приходит большое количество идей. Оригинальный и правильный декор способен задать весь тон будущей композиции.  В этом деле, опять же, главное – не стоять с опущенными руками «… а я не знаю, что надо…», а набрать целую кучу всего и прикладывать к будущей страничке по очереди. Что-нибудь да «выстрелит».
        «Декором» в жизни может служить то, о чем пишут во всех журналах, психологических статьях и книгах, посвященных выходу из кризиса - что обязательно  надо  заняться собой – устроить шопинг, сходить в парикмахерскую, записаться и посещать спортзал, попробовать себя в новых видах творчества и т.д. А, и еще немаловажно – интенсивно общаться с друзьями! Первое время я думала, что все это полная фигня… Но как оказалось, эта «фигня» замечательно работает. Правда, есть два условия, первое – «фигня» должна совершаться систематически, и второе - поддерживаться другими действиями, к примеру – промыванием мозгов.  Время кризиса – самое время заняться переосмыслением собственных ценностей, самоанализом и саморазвитием. Поиск собственных косяков и их устранение – задача малоприятная, приходится признаваться себе в разных неприятных вещах. Миф о том, что ты такая замечательная, просто золотая, ангел во плоти – несправедливо пострадала, постепенно рушится. Оказывается, что в тебе ровно с только же дерьма, как и в других… Но, с другой стороны, хуже, чем есть, вам уже все равно не будет, а вот лучше – очень даже вероятно! Поэтому поиск информации на тему, как жить так, чтобы тебе было хорошо, вполне уместен и полезен.
       Хочу отметить, что процесс обучения  и саморазвития в скрапбукинге, это такая же неотъемлемая часть творчества, как приобретение материалов. Ну, конечно, если у вас есть цель действительно создавать стоящие работы, а не просто заниматься украшательством. Хорошо, когда у вас есть возможность ходить на МК, показывать свои работы знающим людям на предмет «поиска косяков», заниматься анализом работ известных и признанных мастеров – все это повышает уровень ваших знаний, вашего мастерства. Расширяет горизонты ваших возможностей, а главное – оставляет меньше поводов для возникновения СТРАХА, т.к. дает в ваши руки нужную информацию для постановки Цели и ее достижению. За время работы в журнале в рубрике «Работа над ошибками» и за время проведений разных МК я столкнулась с тем, что СТРАХ присутствует всюду. Люди боятся показывать свои работы для разбора, т.к. боятся услышать критику… боятся ходить на МК.. (см. статью теория страха). Мало приятного выслушивать про свои ошибки. Но, к сожалению, обучения без этого не бывает, ни в скрапбукинге, ни в жизни. Все правильно и идеально не делает ни кто, даже самые известные мастера. В этом деле важно уметь признавать свои ошибки, признавать их спокойно, без лишних «загонов» типа «я ни на что дельное не способен» или типа «все козлы, ничего не понимают, одна я королева». Способность признавать и ПРИНИМАТЬ свои ошибки без лишнего осуждения себя и дальнейших «негативных» прогнозов сводит страх перед будущим (перед чистым листом) к нулю. И, как я уже писала, испорченный лист, в случае неудачи, всегда можно выкинуть и взять новый!
        Итак, мы имеем уже не такой страшный лист, кучку с подложками, и кучку с декором, фотографию, более-менее сформировавшуюся идею. Теперь из всего этого нам надо выстроить композицию. Если вас еще не осенило, можно воспользоваться скетчами.
         Что касается жизни, то через какое-то время ты действительно понимаешь, что жизнь, в общем-то, действительно, прекрасна и удивительна, и что жить не страшно. Ежедневные заботы и выполнение рутинных обязанностей постепенно возвращают тебя к жизни. Работа, направленная на заботу о себе любимой, дает свои плоды. Общение с друзьями, работа, спортивный зал – все это дает понять, что ты в этом мире не одна, жизнь продолжается, и твое место в этой жизни определяют не сложившиеся обстоятельства, а ты сама. И «композиция» той жизни, которую ты создашь, будет зависеть только от тебя. Загонишь ты себя в угол страхами и жалостью к себе – жизнь пройдет мимо, выйдешь ей на встречу, не смотря ни на что – и будет тебе счастье.
        И еще немного лирики. Не надо стремиться, чтобы каждая работа была шедевром – с оригинальной композицией, идеальной техникой и гармоничной по цвету. Не ставьте перед собой невыполнимых задач. Творите так, чтобы вам нравилось это делать, чтобы работа рождалась легко, на одном дыхании. Вымученные работы никогда не будут шедеврами. Хотя, для преодоления каких-то страхов, типа нашего «чистого листа»,  и такие нужны! Ну, а если так страшно, просто ваще страшно-страшно, то возьмите чистый лист, и лейте на него разную краску, размазывайте ее, брызгайте, смешивайте и т.д. Поймайте кураж! Освободите своего «внутреннего ребенка»! Расслабьтесь! Получайте удовольствие от процесса! Перед вами не стоит никаких высших целей, вы просто мажете краски… Зачастую, та ответственность и серьезность, с которой вы подходите к процессу, губит всю затею на корню. Будьте проще, сядьте на пол… Все намного проще, чем вы себе рисуете, и в жизни, и в творчестве! Просто мы очень сильно напрягаемся, пытаясь быть счастливыми, быть лучшими, любимыми, удачливыми, талантливыми, известными и популярными. В погоне за тем, что будет завтра, и за тем, чего мы пытаетесь достичь, мы забываем про сегодняшний день. Что живем мы сегодня, а завтра вообще может и не наступить (тьфу-тьфу-тьфу). Мы теряем элементарные ценности – ощущение ежеминутного счастья от того, что мы живем, что мы есть у себя, что мы по любому самые лучшие, просто потому, что мы есть.
       Однажды достигнув определенной популярности, я стала бояться, что оступлюсь, что сделаю какую-нибудь ошибку, что вдохновение уйдет от меня. Что мои поклонники забудут меня, что я стану никому неинтересна. Я расстраивалась, что мне пишут не так много комментариев, как раньше, я со страхом размещала новые работы – а вдруг они не понравятся. К счастью, время расставляет все по своим местам. Никогда не забывайте, что никакая популярность не заменит вам внутреннего спокойствия и радости от творчества! Глядя на чистый лист, не ставьте перед собой задачу сделать работу «Ну просто обалдеть», не запугивайте себя заранее, просто делайте, и получайте удовольствие от того, как растекается краска по листу, как правильно вы подобрали цвет, какие подложки классные вы нашли, какой декор придумали, какой журналинг написали. Отпустите себя. Хвалите себя. Любите себя, и тогда никакой «чистый лист» вас не запугает, и никакое будущее вам не будет страшно. Ведь вы уже счастливы сегодня, и ваше внутреннее счастье не зависит от популярности, от того, как правильно вы подобрали композицию, что написали вам в блоге,  победили или нет в конкурсе и т.д. Когда вы перестанете над этим думать и по этому поводу париться, все сложится. Верьте мне! Старайтесь жить и творить легко – все наши неприятности и представление о «жизненных трудностях» только в нашей голове. Наведите там порядок. Наша жизнь ровно такая, как мы о ней думаем. Поэтому поводу есть замечательный анекдот: Мужик едет в автобусе на работу. Стоит, хмурый такой, и думает:
"Жизнь - дерьмо, жена - стерва, люди - корыстные сволочи..."
Сзади стоит ангел с блокнотом и записывает: "Жизнь дерьмо, жена стерва, люди сволочи... Как странно, опять то же самое. Ну что ж, все равно: раз заказывает, то надо исполнять".
          Конечно, великие цели о завоевании мира или зарабатывании всех денег на свете ни кто не отменяет, если вы считаете, что вам это необходимо – дерзайте! Но путь к достижению этих целей должен приносить вам радость, а не состоять из постоянной борьбы с собой и с миром. Себя не надо ломать, с собой надо договариваться.  В общем, как вы уже поняли, страх «чистого листа» – всего лишь игра нашего воображения. Так давайте воображать себе только радостное и приятное будущее, а не пугать себя ужасами того, что никогда не произойдет!

56 комментариев:

  1. Ой, как все правда... СПАСИБО!!! а то когда сама пытаешься в этом убедить себя, не так действенно, как услышать от другого))))))

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, как все правильно написано. Как же хочется действительно не ломать себя, не жить стереотипами, не бояться будущего и не сожалеть о прошлом. Моя жизненная ситуация очень похожа с вашей, поэтому как же все эти рассуждения до боли знакомы.

    ОтветитьУдалить
  3. Как точно сказано..Про все...

    ОтветитьУдалить
  4. Все абсолютно верно! Спасибо!!
    Страх "чистого листа" всегда присутствует! И совершенно правильно про идею - если она есть, то и творчество (да и жизнь) движется в заданном направлении. Не о чем сказать только тому, кому нечего сказать!
    Еще раз - спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Лен, по нескольку раз каждую строчку перечитывала. Это правда. Абсолютно точно!

    ОтветитьУдалить
  6. Бесценные советы. Что тут еще добавить. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Обалдеть, зачиталась, Лена, все правильно и про жизнь и про скрап! Спасибо

    ОтветитьУдалить
  8. Лена, спасибо!!! Психотерапевтическая статья)))))

    ОтветитьУдалить
  9. Люблю ваши статьи, Лена, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Лена! Все так точно сказано. Сильная статья.

    ОтветитьУдалить
  11. Елена, замечательная жизнеутверждающая статья! Спасибо, что делитесь своим опытом и своими мыслями! Это очень ценно.

    ОтветитьУдалить
  12. Лена, спасибо за статью!)) Очень рада, что в Вашей жизни все наладилось!) Все это время жду Ваших работ)

    ОтветитьУдалить
  13. Как чётко всё сформулировано! И про скрап, и про жизнь! Лена, ты определённо обладаешь даром оратора! Согласна на все 100%!

    ОтветитьУдалить
  14. Очень интересная статья, есть над чем подумать, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  15. Лена,спасибо!! Замечательная статья,нужная и бодрящая ум)

    ОтветитьУдалить
  16. обоже, Лена, какая же ты умница все таки! спасибо за статью. пойду перечитывать!

    ОтветитьУдалить
  17. Здорово написано! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  18. СПАСИБО и за статью и за новую готовность делиться своими идеями и творчеством. Очень этого не хватало ))

    ОтветитьУдалить
  19. СПАСИБО! Отличная статья, удовольствие читать. И мысли в голове подобные уже не день крутятся, но никак форму не обретали и вот есть! можно прочесть и задуматься. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  20. Умница!!!
    буду ждать продолжения...

    ОтветитьУдалить
  21. Лена,спасибо!!Буду над собой работать!!

    ОтветитьУдалить
  22. Глубокая статья, интересные параллели! Спасибо и счастья Вам!

    ОтветитьУдалить
  23. Очень полезная статья! В голове как-то сразу все становится на свои места! СПАСИБО!
    PS: никогда бы не подумала, что Вы чего то боитесь (относительно скрапа) ;)) Я с нетерпением жду Ваших новых работ!

    ОтветитьУдалить
  24. Сильно! Очень!

    PS Лена - ты супер! И пусть все будет так, как ты нарисуешь на своем чистом листе! Ты сможешь и у тебя все получится!

    ОтветитьУдалить
  25. Прекрасная статья! Вдохновляющая и жизненная! Страшен не страх сам по себе,а его спутники- депрессия,подавленность,апатия ,неуверенность в своих силах и тд Они загоняют человека в угол ,из которого потом так тяжело выйти.

    ОтветитьУдалить
  26. Замечательная статья! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  27. ...ясно и правдиво)))) Спасибо ))))

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо!Потрясающая статья! Внутренние проблемы,если они есть ,то они точно выливаются везде, если есть страх,то он есть что в жизни,что в скрапе, что в работе( Начнешь бороться тут,гляди и в других частях жизни тоже исчезнет)

    ОтветитьУдалить
  29. Лена, большое спасибо за статью. И знаете что в ней особенно ценно? Даже если ты в чем-то несогласен, все равно твой мозг начинает бурлить от написанного, твои собственные заморочки и в скрапе и в жизни начинают проявляться ярче и становятся понятнее. Пожалуй, я прочту эту статью еще не раз)))

    ОтветитьУдалить
  30. каждый что-то для себя решил - спасибо!

    ОтветитьУдалить
  31. Лена, спасибо большое! Часто страшно даже признаться в своих страхах самому себе, так и прячешь всю жизнь голову в песок))

    ОтветитьУдалить
  32. Great post!!! Спасибо за откровенность, вдохновение и удачи тебе во всём!

    ОтветитьУдалить
  33. Как верно... у меня тоже есть боязнь чистого листа. Уже прикупила пачку акварельной бумаги, чтобы просто измазюкать красками и перестать вздрагивать.

    Спасибо за очень полезную, нужную и глубокую статью!

    Лен, пусть у тебя в жизни всё наладиться и выйдет на новый уровень, пусть жизнь с чистого листа станет самой яркой и счастливой!

    ОтветитьУдалить
  34. Как же я рада опять читать и перечитывать ваши статьи! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  35. Лена, спасибо за статью, ужасно рада опять тебя читать)))

    ОтветитьУдалить
  36. УМНИЦА!!!!!!!!! И очень рада возвращению,Лена!

    ОтветитьУдалить
  37. Поставить в закладки, почаще возвращаться и перечитывать. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  38. Чудесная статья, спасибо огромное, с только советов сразу полезных, вдохновляющих :)))

    ОтветитьУдалить
  39. Удачи и любви! И пусть жизнь радует!

    ОтветитьУдалить
  40. Не знаю,что люблю больше : читать"Вас" или смотреть на "творчество-вытворяние".Всё интересно...Присоединяюсь к пожеланию Оксаны: пусть жизнь радует!

    ОтветитьУдалить
  41. )))) Лена, вот в этом посте вся ты;-)) Спасибо большое! Особенно за анекдот!;-))))

    ОтветитьУдалить
  42. спасибо! так же само всё и у меня было (по поводу того что мир рухнул и что смысла нет куда то идти и что-то делать) да, рутина и работа помогла. друзья очень поддержали, правда :) и поездки тоже))
    удачи тебе!

    ОтветитьУдалить
  43. Лена, спасибо большое за статью! Очень содержательно, она применима к любому виду занятий, любому аспекту жизни!
    Занимаюсь скрапом 8 лет, но боязнь чистого листа все равно иногда накрывает. Но цель то изначально была: сохранить память, домашний архив создать. А загон по поводу узнаваемости, побед в конкурсах...в общем не каждый может позволить уделить столько времени хобби. Важнее домашний уют, родные люди!
    Желаю Тебе всего самого положительного в жизни! Спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
  44. Ну,Елена, не в бровь,а в глаз!Переживаю тоже сейчас развод,еле заставила себя начать МК,руки опускаются...А тут такая инструкция-Помоги себе сам!И главное 2 в 1 скрап и жизнь!Читала,плакала,вдохновлялась и укреплялась в веру Чистого листа!

    ОтветитьУдалить